4f2e4c5a     

Мелентьева Наталья - Фашизм Как 'стиль'



Hаталья Мелентьева
ФАШИЗМ КАК "СТИЛЬ"
(анализ политологических концепций немецкого историка и социолога Армина
Мелера)
Definition
Почти все сегодня осознают недостаточность и неполноту всех ранее
существовавших определений "фашизма". Это понятие трактуется часто либо
слишком широко (и подчас вообще как синоним всего "плохого"), либо слишком
узко (как локальный политико-идеологический феномен Италии 1919-1945
годов). Левые исследователи стремятся сместить феномен фашизма вправо
(сталинское определение фашизма как проявления буржуазного империализма
весьма характерно в этом смысле). Консерваторы, напротив, указывают на
революционный, социальный его аспект. Сами наследники этой идеологии,
которые сегодня, впрочем, находятся в подавляющем меньшинстве, чаще всего
не вдаются в политологический анализ и принимают фашизм как нечто цельное и
самодостаточное, не правое и не левое. В этом контексте всякая попытка
точной и объективной классификации фашизма, холодный и документированный
анализ, свободный от политических симпатий или антипатий, безусловно
представляет собой приятное исключение, достойное внимания всякого
серьезного политолога и социолога. Именно к такому разряду относится
исследование немецкого историка Армина Мелера, автора сотен статей и
уникальной книги "Консервативная Революция в Германии 1918-1932", которая
вошла в разряд классических трудов политологии сразу же после ее появления.
Мелер в брошюре "Фашистский "стиль"" предложил свою модель понимания
фашизма, объективную и отстраненную. Сегодня эта модель принята в
большинстве академических кругов Европы. В настоящей работе мы попытаемся
выделить наиболее важные аспекты работы Армина Мелера, чтобы приблизиться к
пониманию того, что же такое фашизм как явление.
Анализ Мелера начинается с негативных разграничений.
Во-первых, он подчеркивает, что фашизм как таковой следует отличать от
тоталитаризма в чистом виде. Hапротив, фашизму свойственен скорее
индивидуализм, персонализм, а не диктатура бюрократических институтов,
подчиняющих себе волю конкретной личности. В отличии от классического
тоталитаризма фашизм персонален.
Во-вторых, фашизм отнюдь не тождественен национал-социализму как идеологии,
а не только как немецкой политической реальности 1933-1945 года. Здесь
основное различие состоит в том, что национал-социализм всегда ставит
основной акцент на нации, народе, расе или обществе, то есть на
коллективном субъекте (что может приводить к тоталитаризму, а может и не
приводить). Hационал-социализм предполагает интенсивное и планомерное
национальное строительство, осуществляемое в рамках строгой коллективной
дисциплины. Фашизм, напротив, тяготеет к авангардным и стремительным
решениям, к индивидуальному героизму и ничем не ограниченному поиску. В
эстетике национал-социализм тяготеет к сочетанию романтизма и классицизма,
тогда как фашизм неразрывно связан с авангардом и модернизмом.
В-третьих, фашизм предельно далек от классического консерватизма, так как
фашистский пафос состоит прежде всего в революционном ниспровержении
привычных норм. Сами фашисты всегда рассматривали свое движение как
параллельное коммунизму, т.е. как революционное, обновляющее, преобразующее
действие, направленное против старых общественно-политических и социальных
форм, против "реакции".
В-четвертых, реальность фашизма не имеет ничего общего с социализмом,
построенным в СССР, так как для него не характерны ни индустрия массового
подавления, ни перемещение нар



Содержание раздела